Экстремальная медицина подразумевает оказание срочной медицинской помощи больным и пострадавшим как на месте происшествия, так и при транспортировке и поступлении их в стационар. При этом, несмотря на экстремальность ситуаций, всеми специалистами должны быть соблюдены морально-правовые аспекты, распространяющиеся на всю медицину, в том числе на медицину неотложных состояний.
Особенности работы догоспитального этапа при оказании экстренной и неотложной медицинской помощи чаще всего создают этические и юридические проблемы, которые можно объединить в две группы:
— нарушения прав больного (пострадавшего) из-за специфики условий и срочности оказания медицинской помощи;
— ошибки при оказании медицинской помощи из-за экстремальности ситуации.
Общеизвестно, что наиболее подготовленной и мобильной в системе догоспитального этапа является скорая медицинская помощь, бригады которой, как правило, первыми оказывают срочную медицинскую помощь. В практике их работы повседневно возникают следующие особенности:
— не многие медицинские специальности имеют такие физические и эмоциональные перегрузки, как работники СМП;
— необходимость выполнения вызовов с различными ситуациями к любому контингенту больных (пострадавших) требует поливалентной теоретической и практической подготовки медработников СМП;
— постоянная работа в экстремальных ситуациях (порой и криминального характера) не может не сказаться на поведенческих реакциях и психологическом состоянии медработников СМП;
— отсутствие возможности иметь дополнительные методы исследования (лабораторные анализы, рентгенограммы и т.п.), невозможность получить консультативную помощь обязывают медработников СМП полагаться только на свои знания, опыт, навыки, свои моральные и этические убеждения.
Исходя из изложенного, следует подчеркнуть, что соблюдение этических и правовых принципов медработниками СМП также имеет свои нюансы и особенности:
— профессиональный подбор диспетчеров по приему вызовов от населения играет немаловажную роль в том, как встретят бригаду СМП у больного; умение деонтологически правильно провести диалог с вызывающим СМП абонентом слагается из достаточного знания ими основной патологии, с которой работает СМП (возможность дачи диспетчерами консультаций и рекомендаций по телефону), знания адресов зоны обслуживания и подъездных путей к ним, личной этической и моральной подготовленности;
— еще более важную роль имеет этико-деонтологическое поведение выездной бригады СМП, поскольку за «ей пристально наблюдают как минимум два глаза страждущего человека: внешний вид (соблюдение медицинской формы одежды и т.д.), поведенческие взаимоотношения членов бригады и другое, несомненно, влияют на психику больного, отсюда — на результативность оказываемой медицинской помощи;
— не секрет, что в ряде случаев «деонтология» на пороге или у постели больного у «бесконтрольных» бригад СМП заключается в наставлениях и упреках больному за то, что он вызвал СМП (особенно при повторных вызовах, в ночное время, вызовах к хроническим больным), после чего ни о каком психологическом контакте с больным, ни о какой эффективности медицинской помощи говорить не приходится;
— умение установить продуктивный контакт с больным и его родственниками (окружающими) является искусством «высшего пилотажа» медработников СМП, оно не выучивается ни по каким книгам или пособиям, оно вырабатывается годами упорного труда над собой, прежде всего в вопросах этики, деонтологии и права, ибо выполнение служебных обязанностей можно потребовать, а человечность и душевность — только воспитать или привить;
— особым разделом работы бригад СМП является этап соблюдения деон-тологических взаимоотношений с персоналом других лечебных учреждений.
Комментарии
Отправить комментарий